Chantal-beauty.ru

Красота женщины, стрижки, маникюр, макияж, косметика, мода, новинки косметологии
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие быстроты у студентов неспортивных факультетов на занятиях по легкой атлетике

Легкая атлетика как форма физического воспитания в высшем учебном заведении и ее влияние на будущих бакалавров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин, и по праву, считается “королевой спорта”. Девиз «Быстрее, выше, сильнее» не задумываясь можно отнести к дисциплинам именно легкой атлетики. Популярность легкой атлетике удалось завоевать за счет своей простоты и доступности.

Просмотр содержимого документа
«Легкая атлетика как форма физического воспитания в высшем учебном заведении и ее влияние на будущих бакалавров»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет имени академика М.Ф.Решетнева»

Кафедра экономики и управления бизнес-процессами

“ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ”

Специальность: 38.03.03- управление персоналом. Кадровая безопасность

Бурчак Светлана Рустамовна

Мартиросова Татьяна Александровна

Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин, и по праву, считается “королевой спорта”. Девиз «Быстрее, выше, сильнее» не задумываясь можно отнести к дисциплинам именно легкой атлетики. Популярность легкой атлетике удалось завоевать за счет своей простоты и доступности.

С 1994 года, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного процесса. В перечень основных видов спорта физической культуры высшего учебного заведения вошла и легкая атлетика.

В программе обучения вузов физическая культура является средством становления будущих специалистов. Замечают, что студенты, занимающиеся физической культурой и спортом, зачастую отличаются лидерскими качествами, общительностью и коммуникабельностью. Такие студенты активнее проявляют себя в процессе обучения, у них наблюдается высокая стрессоустойчивость, уверенность, повышается уровень здоровья и вырабатывается определенный режим дня.

С.Г. Жестков отмечает, что уровень здоровья тесно связан с уровнем двигательной активности и физической подготовленности человека. Поэтому уроки физической культуры, которые для основной массы школьников и студентов являются единственным средством увеличения двигательной активности, приобретают большую значимость для укрепления и сохранения здоровья молодого поколения. Студенты с более высоким уровнем двигательной активности, физической подготовленности и работоспособности отличаются лучшей способностью к мобилизации памяти, эмоциональной устойчивостью, большей уверенностью в своих действиях. Известно, что наиболее эффективным для развития двигательного потенциала и укрепления здоровья учащейся молодежи является применение в процессе физического воспитания средств спортивной тренировки. Легкая атлетика обладает наиболее объемным арсеналом средств для направленной физической подготовки занимающихся.

Она объединяет в себе такие физические упражнения как: ходьба, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений позволяет успешно использовать их для занятий студентов разного возраста и разной степени физической подготовленности. При занятии легкой атлетикой развиваются быстрота, выносливость, силовые качества, координация и гибкость.

Основным направлением легкой атлетики является бег. Бег — это наиболее распространенный вид физических упражнений. При беге работает множество групп тела, усиливается деятельность всех систем организма, значительно повышается обмен веществ, улучшается умственная и физическая активность. В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

Во время бега выделяется гормон серотонин, говорят Г.В.Грецов и А.Б.Янковский. Благодаря ему улучшается настроение, проходят симптомы депрессии, снимается напряжение. Во время бега активизируется процесс кроветворения – образуется «молодая», здоровая кровь, дыхание становится глубоким и частым, это приводит к активному движению диафрагмы вверх-вниз, что само по себе является отличным массажем всех органов брюшной полости. Такой массаж активизирует кровообращение в этих органах со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями. Активное движение диафрагмы способствует оттоку венозной крови от ног вверх к сердцу. Равномерный, длительный бег, скорость которого ненамного превышает скорость ходьбы, по мнению Гилмора – автора книги «Бег ради жизни», может дать дополнительно 10-12 лет жизни.

Легкая атлетика является одним из самых доступных видов спорта, так как многие упражнения не требуют специального оборудования. В процессе обучения в высшем учебном заведении студенты занимаются ходьбой, при длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность различных систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. Занятия спортивной ходьбой оказывают значительное влияние на организм студентов, так как ходьба требует высокой интенсивности работы и повышенных энергетических затрат. Ходьба — самый легкий из всех видов спорта. На нее не нужно затрачивать много энергии, а эффект довольно высок.

О.А. Сбитнева пишет, что спортивная ходьба так же важна, как и бег, она характеризуется постоянным, быстрым контактом ноги с землей, отсутствием безопорной фазы движения. В отличие от бега отсутствует сильное давление на суставы и позвоночник.

Для студентов умственной деятельности, ведущих «сидячий» образ жизни, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, рекомендуется вне занятий по физическому воспитанию, использовать ходьбу в среднем и быстром темпе ежедневно по 1,5-2 часа со скоростью 4-5 км/час. Оздоровительный эффект от ходьбы будет наблюдаться при движении от 30-60 минут, постепенно увеличивая темп. При длительном положении «сидя» происходит застой нижних конечностей, хорошей профилактикой является также ходьба по лестницам (ступая на каждую ступеньку, перешагивая через 1, 2, 3 ступеньки). При этом увеличивается подвижность в тазобедренных, коленных, голеностопных суставах; формируется внешний свод стопы, уменьшается плоскостопие, развивается специальная выносливость, укрепляется сердечно-сосудистая, дыхательная система.

Ходьба является хорошим средством, восполняющим недостаток двигательной активности. Ходьба представляет собой упражнения аэробной нагрузки, которые являются лучшим средством укрепления здоровья и поддержания активного жизненного тонуса. Ходьба действует на организм оздоровительно, поднимает мышечный тонус, укрепляет костную ткань, развивает координацию движений, стимулирует обмен веществ. А также она положительно влияет на внутренние органы и системы человеческого организма, улучшает их работоспособность, развиваются сила и особенно выносливость.

Читайте так же:
Тренажер-бабочка: на какие мышцы действует, упражнения, отзывы

Метание является одним из видов легкой атлетики, характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног. Высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия необходимы для метания легкоатлетических снарядов. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и развитию мускулатуры всего тела.

Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. В своей статье А.О. Непомнящих также говорит о положительном действии легкой атлетики на организм. Легкоатлетические упражнения, говорит автор, повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются действенным способом профилактики различных заболеваний.

Легкая атлетика является основной формой построения занятия физической культуры и спорта в высшем учебном заведении. Оно состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Воспитательное её значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучают его не бояться трудностей, а смело их преодолевать.

Легкая атлетика, направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства ВУЗа.

Уменьшение уровня психической возбудимости и улучшение общего состояния, которые наступают в результате физически активной жизни, безусловно, положительно скажутся на выполнении своих профессиональных обязанностей. Для многих студентов и работников умственного труда это, прежде всего означает, что даже тридцатиминутная тренировка будет способствовать усилению умственных способностей и более эффективному использованию времени. Включение перерывов для выполнения физических упражнений в трудовое и учебное расписание работников сидячего труда и студентов может повысить производительность труда и академическую успеваемость.

Все вышесказанное в совокупности, определяет значимость физической культуры в высших учебных заведениях и определяет необходимость популяризации физической культуры среди студентов. Занимаясь регулярно 2-3 раза в неделю физической культурой в вузе, студенты улучшают своё физическое здоровье, у них появляются силы для длительного, усердного обучения, что помогает им достичь поставленных целей и задач. Именно легкая атлетика, а в частности бег, позволяет развивать качества, необходимые молодым специалистам: уверенность в себе, стрессоустойчивость, ясность ума, здоровье тела и духа, коммуникабельность. Обладая этими качествами, студент повышает вероятность своего успеха в дальнейшей профессиональной карьере.

Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.В. Грецов, С.Е. Воинова и др. ; под редакцией Г.В. Грецова, А.Б.Янковского. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с. – (Сер. Бакалавриат)

Теория и методика легкой атлетики : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 464с. – (Сер. Бакалавриат).

В.В. Пономарев. Мой любимый вид спорта- легкая атлетика: Региональная научно-практическая конференция среди студентов: «Современный спорт в молодежной среде»/ А.О. Непомнящих, Л.Г. Муратов // Региональная научно-практическая конференция среди студентов: «Современный спорт в молодежной среде». – 2016. – 144с

Сбитнева О.А. Ходьба как средство оздоровительной направленности в учебной деятельности студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №1. – С. 18-21.

Жестков С. Г., Гончаренко С. Ф., Ткачев И. В. Физическое состояние студентов в процессе систематических занятий легкой атлетикой // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. — 2015. — №2. — С. 7-12

Легкая атлетика в учебной программе высших учебных заведений

В высших учебных заведениях “Физическая культура” представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, “Физическая культура” входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Свои образовательные и развивающие функции “Физическая культура” наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Именно этими принципами пронизано все содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине «Физическая культура», которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма молодого человека, но и с формированием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых психических качеств, свойств и черт личности.

Все это в целом находит свое отражение в психофизической надежности будущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональной работоспособности.

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

  • — понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
  • — знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
  • — формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
  • — овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
  • — обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
  • — приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

В ходе реализации примерной учебной программы «Физическая культура», при условии должной организации и регулярности учебных занятий установленный объем соответствует 408 часам, из которых 80-120-160 часов отведены на раздел «Легкая атлетика», что полностью обеспечивает выполнение требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (Федеральный компонент).

Читайте так же:
Препарат аквашайн

Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

  • -физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
  • -социально-биологические основы физической культуры;
  • -основы здорового образа и стиля жизни;
  • -оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
  • -профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

  • теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
  • практический, состоящий из двух подразделов: методикопрактического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебнотренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;
  • контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать ее обязательные (федеральные) компоненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.

Теоретический материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический материал раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методикопрактических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. При проведении мето дико-практических занятий рекомендуется придерживаться следующей примерной схемы:

— в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

  • — преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;
  • — студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;
  • — студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов. Под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Программой предусматривается перечень обязательных методикопрактических занятий, связанных с лекционным курсом.

В свою очередь определенные средства и методы в обучении видов легкой атлетики в учебной дисциплине «Физическая культура» позволяют предъявлять определенные требования к знаниям и умениям, и следовательно, достигнуть обязательного минимума содержания образовательной программы студента по данной учебной дисциплине.

В раздел «Легкая атлетика» учебной дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях включены: бег 30, 60, 100, 800, 1000, 1500, 2000, 3000 метров; прыжки в длину с места и в высоту с разбега; метание гранаты в цель и на дальность; не включены спортивная ходьба и эстафетный бег (не рассматриваем виды сложные в техническом плане и требующие специальной материально-технической базы: прыжок в высоту способом «фосбюри-флоп», барьерный бег и спортивные виды метания).

Ходьба, бег, прыжки имеют высокий развивающий эффект и являются незаменимыми средствами в обучении и подготовке учащихся, укреплении их здоровья. Будучи естественными видами движений, ходьба и бег оказывают весьма разностороннее влияние на организм занимающегося. Во время ходьбы и бега напряжение мышц чередуется с расслаблением, их ритмичные сокращения усиливают кровообращение, дыхание и активизируют обмен веществ.

На первый взгляд, ходьба и бег являются довольно простыми видами движений. Однако одно дело просто идти и бежать, и совсем другое — идти свободным широким шагом, с правильной осанкой или бежать быстро, без лишних напряжений, с соблюдением высокой частоты шагов. Обучение навыкам правильной ходьбы и бега требует большой и кропотливой работы учителя и по сути является сложной двигательной задачей. Формирование правильной техники бега и приобретение навыков в легком, непринужденном, но вместе с тем быстром беге — процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропотливой работы над устранением ошибок.

Ходьба. Упражнения в ходьбе включены в программу физического воспитания учащихся всех ученых заведений. Ходьба — замечательное средство для развития и укрепления мышц, главным образом ног. На занятиях легкой атлетикой в любом возрасте используют следующие виды ходьбы: обычная, на носках, на пятках, на внутреннем своде стопы, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок и с носка на пятку, либо на всю ступню, спиной вперед, приставными шагами, скрестными шагами, с различными положениями рук, с маховыми движениями ног, высоко поднимая колено согнутой ноги, с поворотами туловища, с наклонами вперед, выпадами, с подскоком, с выпрыгиванием, в полуприсе-де или приседе, крадучись и др. Широко применяется ритмическая ходьба: с подсчетом учителя, коллективным подсчетом, в различном темпе под звуковые сигналы. Для воспитания темпа шаги подкрепляются различными ритмическими движениями в такт ходьбы: хлопки в ладоши, притопывание и т.д. Применяется ходьба коротким, средним и длинным шагом, с изменением длины и частоты шагов, по разметкам, с перешагиванием через скамейки, преодолением 2-4 и более препятствий.

Читайте так же:
Удаление рубцов лазером

Кроме обычной ходьбы существуют ее:

  • — походная,
  • — строевая,
  • — спортивная.

Бег. Среди прикладных физических упражнений бег занимает особое место. Занятия бегом предъявляют более высокие требования к организму, чем при ходьбе, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ускоряется обмен веществ. При беге комплексно проявляются и развиваются основные физические качества, такие как быстрота, сила, выносливость, ловкость и т.д. Являясь основным упражнением прикладного характера, он включается в уроки гимнастики, подвижных и спортивных игр, лыжной подготовки. Студенты высших учебных заведений «встречаются» с бегом на занятиях физической культуры, в секциях общей физической подготовки, спортивных секциях по видам спорта, на занятиях лечебной физкультурой. Вычленяя бег из всего многообразия физических упражнений, его следует рассматривать как основу в занятиях, доминирующее средство подготовки.

При обучении бегу следует решать две стратегические воспитательные задачи: во-первых, научить студентов технически правильно бегать — дать основы спортивного бега, научить методам и средствам тренировки, что позволит и после окончания вуза принимать участие в спортивных соревнованиях; и, во-вторых, научить азбуке оздоровительного бега, чтобы студент, получив знания на уровне установки, мог бы самостоятельно грамотно заниматься оздоровительным бегом, убедиться в полезности привычки бегать систематически и постоянно.

Прыжки. Легкоатлетические прыжки в высоту и в длину являются незаменимым средством физической подготовки детей и учащейся молодежи, воспитания у них физических качеств. Прыжки характеризуются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей. Одновременно велико их значение в развитии быстроты движений и скоростно-силовых качеств, выносливости.

В высших учебных заведениях юноши и девушки продолжают совершенствовать технику в прыжках в длину и высоту.

Применение на занятиях со студентами разнообразных прыжков и прыжковых упражнений содействует развитию опорно-двигательного аппарата, координирует их движения, обеспечивает накопление значительного моторного опыта. Навыки, приобретаемые в процессе занятий прыжками, относятся к числу жизненно необходимых. Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития двигательных способностей, их преимущественное воздействие определяется только методической направленностью. Применяя доступные для каждого возраста прыжковые упражнения, можно точно регулировать воздействие нагрузки на организм занимающихся и добиваться необходимых положительных эффектов.

Внешне выполнение легкоатлетических прыжков отличается простотой и естественностью. Однако за кажущейся простотой скрываются большие усилия, проявляемые прыгуном. Это и вызывает необходимость длительной, кропотливой работы преподавателя физической культуры по обучению студентов технике прыжков в длину и высоту.

Способы прыжков преподаватель определяет самостоятельно в зависимости от подготовленности студентов, наличия соответствующей материальной базы и технических средств обучения. В Примерной программе физического воспитания студентов непрофильного вуза (2005) способы прыжков не называются, но они явно подразумеваются. Наиболее целесообразным в освоении на 1 курсе является прыжок в высоту с разбега способом «перешагивания» и прыжок в длину с разбега «согнув ноги». На 2-ом курсе можно использовать другие более сложные спортивные способы прыжков, в частности, в прыжках длину — способом «прогнувшись», «ножницы».

Задание №3:

Перечислить виды и разновидности легкоатлетических упражнений в программах физического воспитания ВУЗ.

Развитие быстроты у студентов неспортивных факультетов на занятиях по легкой атлетике

Обучение – это педагогический процесс формирования и совершенствования необходимых знаний, умений и навыков, а также овладение ими.

В процессе обучения учащиеся приобретают специальные знания о технике выполнения упражнения, основные правила разучивания и способы выполнения. Однако успешность обучения зависит не только от специальных знаний, но, а также от прежнего опыта двигательных умений и навыков.

Рассматривая готовность учащегося к обучению необходимо выделить группу основных предпосылок, которые позволяют характеризовать ее.

Первая предпосылка – это физическая подготовленность обучае­мого. Решение двигательной задачи требует определенного уровня развития физических качеств. Перед началом обучения следует выяснить уровень физи­ческих качеств учеников и, если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, необходимо провести курс предварительной физической подготовки.

Вторая предпосылка – это двигательная готовность, в том числе координа­ционная. Быстрота овладения новым двигательным действием зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. Двигательное представление формируется по мере закрепления двигательного опыта и фиксируется в долговременной памяти. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может сформироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык.

Третья предпосылка — психическая готовность. Ее основой явля­ется мотивация учащегося к занятиям физической культурой. Обучение двигатель­ным действиям будет успешным только в том случае, если достиже­ние цели обучения станет доминирующим мотивом занятий.

В процессе обучения решаются следующие основные задачи:

1) подготовить занимающихся к изучению конкретного вида легкой атлетики, т. е. вооружить занимающегося знаниями, умениями и навыками выполнения упражнения относительно простыми движениями, которые необходимы для владения техникой;

2) овладеть основами техники изучаемого легкоатлетического упражнения, а также техникой специально подготовительных упражнений добиваясь при этом прочности умений и навыков, их приспособляемости к изменяющимся условиям;

3) овладеть знаниями, а также умением продемонстрировать технику легкоатлетических упражнений;

Читайте так же:
Избавляемся с помощью соды от перхоти: эффективные рецепты

4) овладеть основами двигательных умений и навыков, которые в дальнейшем будут необходимы в спортивной, трудовой и бытовой деятельности.

Техника и ее оценка.

Критерием эффективности процесса обучения является степень овладения техникой легкоатлетического упражнения.

Техника – это наиболее эффективный способ выполнения спортивного упражнения с целью достижения наилучшего результата.

Техника спортивного упражнения — это рациональная и эффективная система движений, направленная на организацию взаимодействия внутренних и внешних сил, с целью наиболее полного использования их для достижения высокого результата.

Сущность техники легкоатлетического упражнения заключается в выполнении системы одновременных и последовательных действий при разучивании ее элементов с использованием собственных физических способностей обучающегося для лучшего решения двигательной задачи с наилучшим результатом.

Характеристикой техники является ее эффективность, надежность, экономичность, простота и естественность.

Эффективность и надежность – это максимальное использование физических способностей спортсмена в условиях различных изменений как внутренних, так и внешних.

Экономичность – это экономичное расходование нервных и физических сил, особенно в тех упражнениях, которые требуют длительного выполнения повторяющихся технических движений.

Простота и естественность – это критерии высокого уровня спортивной техники выполняемой естественно и просто, без излишнего напряжения.

Оценка уровня освоения техники осуществляется по следующим критериям по нисходящей:

1. Обучающийся не мо­жет выполнить упражнение в целом или выполняет его с большим количеством грубых ошибок (оценка 2).

2. Упражнение по общей схеме выполнено правильно, но с отдельными явными ошибка­ми (оценка 3).

3. Упражнение выполнено правильно, но с некоторыми недостатками (оценка 4).

4. Упражнение выполнено ритмично (согласованно), по большой амплитуде, точно, быстро, выдер­жан акцент на главной фазе (оценка 5).

Оценку техники обучающегося, необходимо сопрово­ждать разъяснением как положительных сторон, так и недостатков. Любая оценка имеет большое воспитательное значение, и, независи­мо от того хорошая она или плохая, оценка должна стимулировать к дальнейшему прогрессу в обучении.

Физиологическая основа овладения техникой.

В результате повторения одного и того же упражнения многократно создаются условно-рефлекторные связи, т. е. образовывается навык, который обла­дает рядом важных свойств: 1) автоматизированностью процессов нервно-мышечной координации движений; 2) подчиненностью сознания воле спортсмена; 3) стабильностью (прочностью); 4) подвижностью (вариативностью).

Процесс обучения строится в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип научности — этот принцип предполагает научнообоснованный подход, в решении задач обучения двигательным действиям согласуя его с закономерностями других смежных наук, таких как физиология, педагогика, психология и др.

2. Принцип сознательности и активности. Чтобы в совершенстве овладеть техникой изучаемого двигательного действия, обучающийся должен сознательно и целеустремленно применять свои способности для достижения как конечной цели, так и поэтапного решения задач, преодолевая трудности и неудачи.

3. Принцип доступности. Этот принцип предполагает, прежде всего, простату и элементарность выполнения двигательного действия, которое в состоянии выполнить любой обучающийся не зависимости от его возможностей.

4. Принцип наглядности – это создание определенного понятия и образа действия, представление о внешней картине движений и выявление простейших механизмов движения в том или ином элементе техники.

5. Принцип системности. Этот принцип предполагает, что двигательное действие, особенно сложное по технике выполнения, изучается и закрепляется только при многократном его повторении через оптимальные промежутки времени, т. е. при обучении двигательным действиям они должны иметь оптимальную повторяемость выполнения и оптимальный промежуток времени между ними для восстановления, чтобы сохранить положительные сдвиги от предыдущих действий.

6. Принцип последовательности – этот принцип в процессе обучения заключается в таких правилах как: «от усвоенного – к неусвоенному», «от простого – к сложному», «о соответствии уровня развития физических качеств требованиям технического выполнения двигательного действия».

7. Принцип постепенности – этот принцип на прямую связан с применением физических нагрузок в процессе обучения и усложнением техники выполняемых двигательных действий. В процессе обучения этот принцип должен реализовываться по прямолинейно-восходящей линии, чтобы не было скачкообразных колебаний.

8. Принцип индивидуализации – этот принцип в обучении возникает, если обучающиеся имеют различный уровень подготовленности, возрастные или половые различия, анатомо-физиологические и психологические особенности, а также различную степень реагирования конкретного организма на процесс обучения.

В процессе обучения используются такие методы как:

1. Метод «слова» — рассказ, объяснение, распоряжение, команда и пр.

2. «Наглядный» метод – демонстрация наглядных пособий, плакатов, видеоматериалов, а также демонстрация упражнения в целом.

3. Метод «практического выполнения» — выполнение упражнения непосредственно учащимся.

4. Метод «практической помощи» — оказание помощи педагогом непосредственно при выполнении упражнения.

Типовая схема обучения.

Обучение любому легкоатлетическому упражнению рекомен­дуется проводить, придерживаясь типовой схемы, кото­рую можно представить в следующем виде, разделив на этапы:

Первый этап: Этап начального разучивания техники (приобретение знаний).

Задача: Создать у занимающихся правильное представление о технике данного легкоатлетического упражнения.

1. Объяснение упражнения, указание его основных закономерностей и условия выполнения по правилам соревнований.

2. Совершенный показ техники упражнения.

3. Иллюстрация техники упражнения различными на­глядными пособиями и указания о способах овладения упражне­нием.

4. Подготовительные упражнения, позволяющие соста­вить представление о технике изучаемого упражнения.

Второй этап: Этап углубленного разучивания техники (реализация умения и появление навыка).

Задача: Овладеть техникой основного звена упражнения, его де­талями и техникой упражнения в целом.

1. Специальные подготовительные упражнения для ов­ладения основным звеном.

2. Изучаемое упражнение в упрощенном виде, с сосре­доточением внимания занимающихся на главной фазе.

3. Изучаемое упражнение в упрощенном виде, с сосредо­точением внимания занимающихся на основные стороны движе­ния в деталях.

4. Изучение упражнения в целом, применительно к условиям соревнований.

Третий этап: Этап совершенствования техники (закрепление навыка).

Задача: Уточнить индивидуальные особенности техники и определить пути дальнейшего совершенствования.

Читайте так же:
Кератиновое выпрямление волос дома пошагово

1. Выполнение изучаемого упражнения различными ва­риантами и выбор индивидуально лучшего.

2. Выполнение упражнения на результат с оценкой тех­ники движения.

3. Определение индивидуальных заданий для достиже­ния более высокого спортивного результата в изучаемом виде.

Предлагаемое разделение обучения осуществляется в зависи­мости от этапа обучения, определяется преимуществен­ное направление в решении тех или иных задач обучения и ис­пользуемых средств.

Формы занятий легкой атлетикой.

К формам занятий легкой атлетикой относятся: урок, секционные занятия, учебно-тренировочные занятия, соревнования и самостоятельные занятия.

Основной формой обучения легкоатлетическим упражнениям является урок. Урок легкой атлетики делится на три части: подготовительная, основная и заключительная. Каждая из перечисленных частей имеет свою цель и задачи.

Подготовительная часть урока.

Цель – подготовка организма учащихся к решению задач основной части занятия.

Задачи подготовительной части:

1) организация группы, сообщение цели и задач занятия, привлечение внимания занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального тонуса, освоение строевых навыков, улучшение осанки;

2) усиление обмена вещества и вегетативных функций организма, обеспечение оптимальной эластичности мышц и суставов двигательного аппарата;

3) специальная подготовка в соответствии с предстоящим содержанием занятия.

Основная часть урока.

Цель – обучение технике легкоатлетических упражнений через формирование специальных знаний, а также развитие физических качеств и двигательных способностей.

Задачи основной части:

1) улучшение деятельности функциональных систем организма, повышение уровня физического развития и подготовки занимающихся к физическим нагрузкам;

2) овладение техникой изучаемых видов легкой атлетики, развитие физических качеств и двигательных способностей;

3) морально-волевая подготовка.

Заключительная часть урока.

Цель – приведение организма учащихся в оптимальное для последующей деятельности состояние.

Задачи заключительной части:

1) способствовать снижению деятельности органов дыхания, кровообращения, снизить мышечное напряжение, обеспечить переход к иной деятельности или отдыху;

2) подвести итоги занятия и оценить деятельность учащихся;

3) определить содержание домашнего задания, организованно покинуть место проведения занятия.

Меры безопасности на занятиях легкой атлетики.

При проведении занятий по обучению технике отдельным ви­дам легкой атлетики необходимо соблюдать технику безопасности, заключающуюся в следующем:

а) перед проведением занятий по бегу выровнять неров­ности беговой дорожки, проводить бег необходимо только в одном направ­лении;

б) на занятиях по барьерному бегу проверять правильность расстановки барьеров;

в) на занятиях по прыжкам необходимо, чтобы место приземления было вскопано и выровнено, а место разбега было ровным и сухим;

г) на занятиях по метанию не допускать встречных метаний, выдерживать безопасный интервал между занимающимися, уста­навливать очередность выбрасывания снаряда, проверять исправности инвентаря и предохранительных заграждений.

Легкая атлетика. Тест

Первую золотую медаль на Олимпийских играх среди всех советских спортсменов завоевала метательница диска…..Ответ: Нина Ромашкова (Пономарева).

Какой вид спорта называют «королевой спорта»? Ответ: легкую атлетику;

Длина дистанции марафонского бега равна… Ответ: 42км 195м.

Какая из дистанций не считается стайерской? Ответ: 1500м;

6. Какая из дистанций считается спринтерской? Ответ: 100 м.

7. Техника бега на средние и длинные дистанции отличается от техники бега на короткие дистанции прежде всего Ответ: углом отталкивания ногой от дорожки;

8. При выходе бегуна с низкого старта ошибкой является….. Ответ: быстрое выпрямление туловища.

9. Сильно сжатые кулаки и излишнее напряжение плечевого пояса при беге приводит к … Ответ: скованности всех движений бегуна;

10. Какое влияние на бег оказывает чрезмерный наклон туловища бегуна вперед? Ответ: сокращает длину бегового шага;

11. Прямое положение туловища при беге (или его наклон назад — бег «самоварчиком») приводит к… Ответ: незаконченному толчку ногой.

12. Широкая постановка ступней при беге влияет на … Ответ: снижение скорости бега;

13. Результат в прыжках в длину на 80-90% зависит от… Ответ: максимальной скорости разбега и отталкивания;

14. Результат в прыжках в высоту на 70-80% зависит от… Ответ: координации движений прыгуна.

15. Бег с остановками и изменением направления по сигналу преимущественно способствует формированию: Ответ: быстроты реакции;

16. Не является классической дистанцией в легкой атлетике бег: Ответ: 1000м;

17. Для передачи эстафетной палочки правилами соревнований определяется «зона передачи» длиной… Ответ: 20м;

18. Грамотный прыгун в длину знает длину своего разбега. Чем измеряется длина разбега? Ответ: ступнями;

19. Наиболее эффективным упражнением развития выносливости служит…

Ответ: бег на длинные дистанции.

20. Специальная разминка бегуна перед соревнованиями включает в себя…

Ответ: повторное пробегание коротких отрезков;

21. Наиболее частой травмой в легкой атлетике служит растяжение мышц или связок голеностопного (коленного) сустава. Какое из перечисленных действий является неправильным при оказании помощи?

Ответ: согревание поврежденного места;

22. Не рекомендуется проводить тренировку по легкой атлетике…

Ответ: сразу после еды;

23. Как наказывается бегун, допустивший второй фальстарт в беге на 100м?

Ответ: снимается с соревнований;

24. Если при метании мяча или гранаты метатель переходит контрольную линию, то ему … Ответ: попытка засчитывается, а результат – нет.

25. Если при метании снаряд (мяч, граната, копьё) вышел за пределы сектора, то по правилам соревнований… Ответ: попытка засчитывается, а результат – нет.

26. При самостоятельных занятиях легкой атлетикой наиболее эффективным является контроль за физической нагрузкой… Ответ: по частоте сердечных сокращений;

27. Упражнения, содействующие развитию быстроты, целесообразно выполнять: Ответ: начале основной части занятия;

28. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Укажите, какую частоту пульса
вызывает большая интенсивность упражнений: Ответ: 140-150 ударов в мину

29. Отсутствие разминки перед соревнованиями (или перед основной нагрузкой в тренировке) чаще всего приводит к… Ответ: травмам.

30. Нельзя проводить тренировку, если … Ответ: повышена температура тела.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию